JEVITOM.RU - ЮВЕЛИРНЫЕ МАСТЕРСКИЕ
Ваш заказ (0)
   +7 916 176 83 47
   info@jevitom.ru







Главная / Статьи

Статьи о ювелирном искусстве и драгоценных камнях

Драгоценные камни – что это такое?


Цветной жемчуг

Драгоценным камням посвящено множество книг, начиная с больших трактатов XVI века и кончая современными изданиями с многочисленными, красочными иллюстрациями.

В архитектуре, в разнообразных видах декоративно-прикладного искусства, в украшениях одежды и оружия, в поэтических образах литературы и фантазиях народного эпоса – всюду самоцвет играл свою роль, давая вдохновение художнику и незаменимый материал мастеру.

В современном понимании драгоценные камни – это минералы, обладающие определенными специфическими свойствами, благодаря которым они могут быть использованы в ювелирной промышленности. Особенностью драгоценных камней является редкость их обнаружения в природе и это, вкупе с трудностями разработки месторождения, обусловливает их высокую стоимость.

В природе существует более 3000 различных минералов, но только 50 обычно используются как драгоценные камни. Различают драгоценные камни (самоцветы) - прозрачные минералы, идущие в огранку и цветные камни (цветники) – красиво окрашенные, непрозрачные или просвечивающие минералы, которые обычно подвергаются полировке.

Самыми дорогими камнями считаются следующие пять: изумруд, алмаз, сапфир, рубин и речной жемчуг. Кроме них, наиболее ценными получившими мировое признание минералами считаются аквамарин, хризоберилл, топаз, турмалин, перидот (оливин), гранат, опал.

Исторические изыскания свидетельствуют, что освоение цветов человеком шло в определенной последовательности: желтый, красный, зеленый и синий. Первыми цветами, которые осваиваются ребенком являются красный и желтый, синий цвет воспринимается значительно позднее. Отсюда вытекает замечательное наблюдение лингвистов, что у Гомера нет слова «синий», понятие которого отсутствует также в китайском и древнееврейских языках. Греческая живопись, к примеру, кроме черной и белой красок, использовала только две- желтую (минеральную охру) и красную (мумию).

Каждая эпоха имела свою излюбленную палитру красок, и, сообразно с настроениями и воззрениями общества, менялась мода на камни. Так, например, в истории ювелирного дела отмечалось, что после кровавых войн в моду обычно входил зеленый изумруд , а на мировом рынке камня его цены поднимались в несколько раз.


Все оттенки красного


Красный турмалин

Родина красного камня – в сказочных странах Востока: в Индии, Таиланде и Бирме.

Розово-красные турмалины, кроваво-красные рубины Сиама и Бирмы, вишнево-красные гранаты Индии, буро-красные сердолики Декана (Индии) – все оттенки красного цвета слились здесь. Сначала сухопутным, а со II века до н.э. морским путем, красный самоцвет стал проникать на Запад. Красные рубины и гранаты получили у римлян название карбункула, а греки называли его антраксом. Начались поиски красного камня в рудниках и копях на берегу Средиземного моря, в Испании и Галлии, в Альпийской системе. Но с камнями Востока мог поспорить только кровавый пироп Чехии, других месторождений красного камня нет ни в Европе, ни в Африке, ни в Америке.

Наша страна также была бедна красными камнями: малопрозрачные альмандины, огненно-красный гиацинт, красный уральский турмалин (рубеллит, сиберит), красный сердолик Сибири и розовый топаз из россыпей Южного Урала-вот и все наши красные камни. Но у нас есть замечательный розово-красный цветной декоративный камень - орлец и родонит, изделия из которого имеют непреходящую ценность.

Увлечение рубином пришло с Востока, где красный камень ценился превыше остальных драгоценных камней и служил украшением одежды, утвари, оружия и предметов культа.

В течение почти семи веков мода на красные камни проходит через историю ювелирного искусства: крестоносцы, направлявшиеся в Иерусалим, носили в перстнях гранат как защиту против ядов и ранений; Бенвенуто Челлини, превознося красоту красного камня, расценивал его дороже алмаза и изумруда.

До конца XVI века продолжалось увлечение красным камнем, которое постепенно было потеснено яркими изумрудами Америки и алмазами Индии.


Зеленые камни


Изумруд

Зеленые тона всегда привлекали взор людей: зеленый цвет стал именно тем оттенком, который сыграл доминирующую роль в использовании природного камня человеком. Опытным путем, долгим и постепенным человек научился различить свойства камней этого цвета, нашел для себя нефрит и изумруды, яшму, циркон и хризоберилл.

История использования зеленых самоцветов неоднозначна. В различные эпохи его ценность то взлетала неимоверно высоко, то наоборот, падала так низко, что камни зеленого цвета полностью исчезали из обращения. В Греции любовь к ярким тонам ограничивала применение зеленого камня, в глиптике и рельефной резьбе он почти не использовался. Только после походов Александра Македонского зеленые камни стали украшением перстней, а редкий египетский изумруд стал достоянием лишь самых богатых и знатных.

В эпоху римской империи камни зеленого цвета доминировали в убранстве домов и утвари: зеленый мрамор и змеевик из Апуанских Альп. Из них вырезались таблички для мозаики, чаши, вазы и украшения.

В эпоху Средневековья среди разнообразия красных камней зеленые самоцветы почти отсутствовали. Только зеленые цирконы Цейлона, золотистые хризобериллы, зеленые бирманские турмалины и редкий серебристый авантюрин разнообразили красную гамму восточных самоцветов.

Новая эра в истории зеленого камня началась с открытия Америки, где испанцы натолкнули на целую культуру поклонения этому камню. Здесь были прекрасные изумруды, одному из которых в форме страусового яйца поклонялись как божеству, и зеленые жадеиты, нефрит и бирюза. Завладев несметными богатствами изумруда в Перу и Мексике при разграблении могил, жилищ и храмов, испанцы в конце XVI стали судами отправлять сотни килограммов дорогого камня на родину. Очень быстро Европа была наводнена зеленым камнем, трещиноватые египетские изумруды обесценились окончательно, ценился только «испанский смарагд». Долгое время испанцы не могли найти сами месторождения, и только после овладения Колумбией и упорной борьбы с племенем музо, примерно в 1555 году удалось найти старые копи. С этого времени и почти до середины 19 века изумруды Колумбии преобладали на европейских рынках. Цены на них сначала сильно упали, но затем резко пошли вверх, опередив в XVII веке рубин и алмаз. Увлечение бриллиантами в конце XVII века, привнесенное путешественником Тавернье, не смогло поколебать занятые изумрудом позиции в ювелирном искусстве.


Малахит

Слава яркого уральского малахита затмевает славу других зеленых камней. В сочетании с бронзой и золотом малахит в конце XVIII века стал излюбленным элементом канделябров, столов, каминов. Увлечение малахитом доходило до того, что его гранили, вставляли в перстни и броши, делали ожерелья. В 1835 году было найдено «гнездо» ценнейшего малахита, содержащее 250 тонн камня, которого хватило бы на выкладку 6000 квадратных метров стен или панелей. Оттенки малахита различаются по его месторождению : от Алтая до Среднего Урала его оттенки колеблятся от бирюзово-зеленых нежных тонов до темно-зеленых с атласным отливом.


Хризолит

Еще один чудесный зеленый камень - хризолит (оливин), легко узнаваемый в кольцах древнего мира, в церковной утвари средневековья, которую привозили с Востока крестоносцы. Самые интересные камни, почти ы ладонь величиной, хранились в подземных тайниках Кельнского собора. История хризолита полна тайн и загадок: совершенно случайно в 1900 году были открыты старинные копи хризолита на скалистом острове вулканического происхождения в Красном море: громадные кристаллы «сидели» в пустотах изверженное лавы, а старые выработки копей свидетельствовали о том, что много веков назад здесь велись активнейшие разработки этого золотисто-зеленого камня.

Зеленые камни сохраняли свое доминирующее положение на рынке ювелирного искусства вплоть до конца XVIII, чуть подвинувшись, чтобы уступить место входящим в моду бриллиантам. Но богатство цветовой гаммы, загадочность истории месторождений и добычи – все это способствовало сохранению достойной позиции зеленого камня в изменчивом мире ювелирной моды.